БРАТСТВО ОЛИГОФРЕНОВ
ИЛИ
Fallout Tactics: Brotherhood of Steel


Прежде всего - нас не обманули. Нам сразу сказали - это не Fallout 3 и даже Fallout 2,5. Это тактика, господа, это симулятор тактического боя с элементами РПГ. Ну а начистоту - кто им поверил? Кто действительно сразу ожидал того, что приставка Fallout - не больше, чем префикс, по странному стечению обстоятельств добуквенно совпавший с тем словом, которое так долго символизировало для нас Игру? Вот я и не поверил. Ладно, шут с вашей тактикой, и с элементами РПГ, но дайте снова прикоснуться к этому миру, ощутить радиоактивное дыхание выжженных пустынь, ступить на улицы сумрачных городов, последних оплотов жизни, где выстрелы зачастую звучат чаще, чем слова, и жизнь каждого оценивается только тем, насколько быстро он может взвести курок. Где по пыльным тропам ходят банды мародеров, а света последних витрин и фонарей достаточно только для того чтоб скрывать в тени сморщенные от убийственных наркотиков тела. В этом мире каждый за себя, и за право сделать глоток радиоактивного воздуха тоже надо бороться. И еще - в нем не уважают за чистый галстук и шикарную машину, здесь давно другие ценности...

Для затравки нам показали интро. Кажется, тогда я ощутил первые признаки беспокойства. Потому что назвать это вступлением или заставкой смог бы человек с довольно крепкими нервами и недюжинным хладнокровием. Собственно говоря, это сопровождающие обычный текст картинки, нарисованные совершенно не в стиле Фоллаута, который за две части выработал свой, узнаваемый и енповторимый шарм. Нам показали что-то лубочное, стилизованное не то под детские рисунки, не то под старые пергаментные наброски, зато в модном духе "типакиберпанк", весьма уважаемом в некоторых кругах.

Сюжет нам терпеливо и систематично, как в школьных учебниках, объясняют на пальцах. Смотри, чувак, вот это - Братство Стали. Оно хорошее, потому что оно хочет спасти и объеденить всех людей. Пока не очень сложно? Ну хорошо. Но есть люди, которые не хотят объединяться с Братсвом! Потому что они плохие, нехорошие и вообще буки. Пока еще понятно? Хорошо, едем дальше. Поэтому долг Братства Стали - всех плохих убить, а хороших объединить и сделать им хорошо. Сложно, говоришь, не поспеваешь за мыслью?.. Ничего, в процессе освоишься. Генерируй-ка себе морду и вперед, нах ост.

А, забыл, там еще был мощный сюжетный ход про дирижабли, на которых Братсво Стали перевозило много всякого хорошего, но которые, сволочи, попадали почти все, так и не доставив гуманитарный груз куда надо. Поэтому дирижабли нам надо искать и даже, еще лучше, находить чтоб не пропало народное добро. Красиво. Что? Это я прикалываюсь?.. Нет, они действительно летали на дирижаблях, серьезно. Это не я придумал. Это по сценарию. Ну, может это немного и странно для людей, которые пользуются самой современной боевой техникой и оружием - летать на дирижаблях, ну так это их дело, на чем летать... Нашего совета не спрашивали.

В процессе генерации я немного успокоился и прогнал зародившиеся было черные мысли. Потому что здесь как раз все знакомо. Привычная система статов, скилов и навыков, ничуть не изменившаяся за прошедшие годы. Поначалу, конечно, особо не развернешься, но мы-то с вами знаем, каких Франкенштейнов можно сооружать при надобности...

А потом нас пускают в бой. И тут у меня разбегаются глаза, потому что сказать хочется обо всем, да еще и приличными словами. Хотя с последним иногда совсем тяжело.

Итак, сперва как все это выглядит. Вы видели Jagged Alliance 2? Дальше просто. Убираем растительность. Всю. В нашей пустыне ничего больше кактуса не растет. Убираем дома, заменяем их прямоугольными коробками, внешне отштукатуренными в моем любимом стиле "типакиберпанк". То есть мажем ржавчиной и прочим, что попадется под руку. Стильно выглядит? Не то слово! Получается смесь хижины дяди Тома и большой консервной банки. Внутри ставим стандартный "Набор поселенца Fallout Tactiсs": стол - 1 штука, шкаф - 1 штука, холодильник - 1 штука. Иногда попадаются нестандартные помещения, где оказывается два шкафа или три холодильника. Видно, не всех дизайнеров война убила. Но самая красота, конечно, это общая композиция и архитектура, если так это можно назвать. Практически все побоища у нас проиходят в городах, но разработчики рассудили, что в таких условиях, если карта будет похожа на обычный город или обычные руины города, с игрока станется разработать тактику, обойти врага с фланга, с тыла, отвлечь, накрыть с другой стороны, просочиться мимо него, зажать, застать врасплох, рассеять, перебить издалека... Он, игрок, может вообще при наличии соображалки и навыков за десять минут весь бой закончить! С него, гада, станется. А нам что прикажете делать? Нет уж, мы с таким беспределом мириться не станем. На то чтоб просто обойти всь город пусть ему потребуется хотя бы часа пол. Он тут тактикой нас решил удивить? Так пусть не думает, что он тут самый умный! Так, здесь поставим двадцать дверей, тут проведем семь подземных ходов, тут обрушим мост, тут пяток заборов...

В общем, города стали немного странноваты и чем дальше, тем странноватее. Вам. к примеру, чтоб дойти до булочной на углу надо проходить три улицы в другом направлении, перелезать по пяти лестницам, протискиваться через дырки в семи заборах, совершать пробежку по подземному ходу и открывать десяток дверей? Тогда посочувствуйте жителям этого мира. Лучше уж радиация, в самом деле... Каждая карта старательно превращается в монотонный и огромный лабиринт и выглядит уже не как город или руины города, а как тот же лабиринт. Мысль дизайнеров прослеживается на каждом ходу. "А теперь чтоб этот гад сразу не перешел сюда мы поставим здесь на пустыре заборчик... Чтоб ему пришлось делать крюк длиной в полкарты, вмазаться в десять засад и пройти по нескольким минным полям. Откуда здесь забочик на пустыре?.. А кого волнует? Нариcуем - будем жить, хе-хе". Вот так. Свобода перемещения? Клянусь своей импульсной винтовкой, красивая шутка! Нет здесь никакой свободы. Карта - это примитивный и огромный лабиринт, по которому мы едем как бы на рельсах, лишь пару раз за игру нам позволят какие-то вольности, да и те в пределах "пойти мне из пункта А в пункт Б этой дорогой или этой?.." Перед боем командование любезно предлагает карту, на которой фломастерами рисует кружки. И, вертя пуговичку на воротнике форменной Power Armor mk2. поясняет - ты туда не ходи, ты сюда ходи. Вот тут мы тебе отметим, где дырка в заборе, а тут - куда тебе надо потом идти, а тут - где секретный подземный ход. Все уже решено до нас, ребята! Наш мозг избавили от непосильных нагрузок. Тактика? Вам обещали тактику?.. Очень хорошо! Ее у вас есть! Ведь нас же не могли обмануть, в самом деле. Тактика - это когда в пределах 3-4 квадратных метров у вас есть свобода передвижения, а также выбор, кого из отряда тащить вперед и с каким оружием в руках. Встречая врага за углом стреляем, у кого в руках пушка мощнее - тот и тактик. Круто? Мне тоже понравилось.

Кстати, предсказать, где находится враг можно всегда с точностью около 95%. Это невоспитанные враги в Ja-2 могли гулять как им заблагорассудится по карте, сбегаться к одному месту по тревоге, убегать, патрулировать, приходить друг другу на помощь или маскироваться в надежде неожиданно угостить вас свинцовой пилюлей. Здешние враги в этом смысле гораздо достойнее и спокойнее. Где их поставили, там они и стоят, и если и отойдут (хотя на подобную подлость мало кто способен, по справедливости сказать), так метров на пять. Дисциплина, что говорить!..

Поэтому сам процесс проиходит очень оригинально и разнообразно. Берем всех бойцов в охапку, выпрыгиваем из-за угла, расстреливаем очередную закрепленную на месте мишень (меняется только скин ее и оружие), делаем пробежку до следующего угла. Повторяем. Круто? Не то слово! Этот замечательный и гениальный тактический прием поможет вам побеждать абсолютно в любой ситуации. Через некоторое время начинаешь себя чувствовать прямо-таки пост-ядерным Кутузовым и Жуковым в одном флаконе. Также производятся и зачистки помещений - забрасываем как можно быстрее и больше народу в дверь и ждем, у кого тактика больше. Теперь ты знаешь кунг-фу, Нео...

Иногда карты выглядят весьма живописно, тут врать не буду. Приятно посмотреть на руины железнодорожной станции или осмотреть остов дирижабля. Но если первые пять минут это зрелище доставляет вам удовольствие, то через полчаса вы будете мечтать только о том, как выбраться наконец из этого кошмара, потому что при виде этой карты у вас начнутся судороги и нехорошие позывы. Ведь по ней придется путешествовать вдоль и поперек, как муравью по куче песка. И когда вам скажут, что миссия закончена - вы рванете к выходу с такой скоростью, что забдете и про квесты и про сбор трофеев.

Ах, квесты... Ну как же без них. Помните квесты из Фоллаута? Ну так забудьте поскорее. Отныне ваши квесты - найти какую-нибудь бесполезную штуку на карте и отнести хозяину. Или спасти заложника и привести в нужное место. Для чего это надо? Да кто-то неосторожно пообещал "элементы РПГ", ну вот вам и РПГ. Остальные "элементы" кстати не нужны вообще. Раскачиваете всех бойцов по максимуму, берете самые "убийственные" перки и вставляете в руки самое крутое (дорогое) оружие. Первоначально, конечно, хочется сбалансировать команду, сделать так чтоб в ней был свой врач, механик, дипломат, снайпер... Чувак, забей. Вместо врача тебе хватит аптечек, механик нужен только для того чтоб открывать сундуки со всяким хламом, дипломат не потребуется в принципе, а учитывая, сколько тонн трофеев вы будете привозить с каждой миссии - можно отправить на пенсию и торговца. Вам нужны только зольдаттен. Вы еще не знаете, какие боевые скиллы им раскачивать? Вы хотите, помянуя былое, раскачать каратиста, который будет рубить врагов мозолистыми руками или ниндзю, молниеносными ударами полосующего вражин на лоскуты?.. Черт, вы вообще помните, во что играете? Забудьте. Если до середины от "рукопашников" и "метателей" будет ощущаться микроскопическая польза, то потом это будет просто баласт, который придется тягать за собой и оберегать от любой стычки. Единственное разделение, которое имеет смысл - разбивка на "снайперов" и "штурмовиков". Первые монотонно вырубают все на открытом пространстве, вторые врываются в углы и закоулки и рубят все очередями. Тактика? Несомненно. Со временем легкое и тяжелое оружие просто-напросто перестанет котироваться, все бойцы становятся "энергетиками", иначе просто не доживут. Красиво и элегантно.

Да, еще про оружие. Кроме как из охладевших вражеских рук вы можете брать его на базе, куда возвращаетесь после каждой миссии. Я сказал брать? Извините. Я имел в виду покупать. Ну да, для спасения человечества командование любезно продаст вам оружие. Без скидки, правда. Вот такой этот жестокий мир капиталмзма, что уж тут. Выбор ничем не поражает, из всего этого мы уже стреляли не раз. Порадовало только наличие АК-47. Вложив в него стартовый капитал и пустив в оборот, вы имеете шанс в ближайшее время солидно расширить свой бизнес и увеличить доходы. Появилось много всякой чепухи, которая бесполезна по определению. Какие-то гаечные ключи, молотки, дубинки... Практического применения не имеют, только мозолят глаз. Поверьте, когда по вам в чистом поле стреялет из импульсной винтовки робот, этим гаечным ключом вы не успеете даже сделать себе харакири.

Но нам обещали транспорт! Тут уж не соврали. Действительно, за всю игру есть возможность собрать неплохой автопарк из 4-5 средств передвижения, от крошечной багги до целого огромного танка или БМП. В них можно загрузить отряд и, весело подпрыгивая на пригорках, ездить на миссии. Доехали? Выгружайтесь, нечего водителя задерживать. Что, вы хотели прямо в миссию и на танке въехать? Выпейте нюка-колы, чуваки. Это самые современные модели, машины-призраки. Доезжая до места назначения они растворяются в воздухе, материализуясь лишь после того, как командование подведет итоги и разрешит вам покинуть город. Если бы каждый мог на машине въехать - это же беспредел был бы, однозначно! Иногда, впрочем, когда транспорт мы находим прямо на задании, в нем можно покататься и по городу. До ближайшего деликатно поставленого забора (машины не умеют протискиваться в дырки, обидно) или минного поля. Кроме того - сюрприз! - авторы игры решили, что использовать бронированную машину для того чтобы можно было отсидеться за ее броней это пошло и неоригинально. Поэтому танк можно расстрелять даже из пистолета - у него, как и у бойцов, есть очки жизни и когда они кончаются - здравствуй, автомастерская. Жизни у техники не так уж и много, а вот попасть по ней можно издалека, плюс сидящие внутри персонажи очень быстро заболевают морской болезнью и пристрелить могут только то, что бродит впритык под гусеницами. Мораль? Танк крадется позади всего отряда, бережно прикрываемый и лелеемый чтоб никакой паразит его даже не увидел. Грозная боевая сила, что тут скажешь.

Еще интригуют города-призраки. Вы можете кататься в пределах одного квадрата хоть пять лет, но город возникнет там только тогда, когда на него покажет начальство. Тоже значительный ролевой аспект. Давно зивестно, что игрока, как дите малое, нельзя оставлять бродить где ему вздумается, его надо взять за ручку и деликатно водить туда, куда ему *надо*. А если он будет жаловаться и тянуть в другую сторону, тогда это плохой, негодный игрок.

Время от времени мы будем менять базы и нам будут показывать очередные "заставки". Наверно для того чтоб мы поняли, что бои и путешествия в этой игре - еще не самое плохое. Мы будем драться с разбойниками, психопатами, мутантами и роботами. Зачем? Потому что они плохие, а мы хорошие. Иногда нас будет забрасывать в random encounter и мы будем пытаться кк можно быстрее сбежать из этого кошмара. Потому что каждая битва в нем - это полчаса бесцельно проведенного времени и риск угробить сбереженный ценной стольких нервов танк.

Кончится все тем, что вы приедете на Самую-Самую-Главную-Вражескую-Базу и убьете Самого-Самого-Главного-Вражеского-Гада. Во имя демократии, екарный бабай, во имя чего же еще! И тогда вам предложат аж два варианта концовок. Правда, показывать будут одни и те же слайды, зато текст под ними будет отличаться на два абзаца! Вот до чего техника дошла, страшно представить.

Начиная с третьей миссии игра проходится чисто на голом упрямстве. Дух Фоллаута? Я вижу, вы таки не поняли, в какую игру прдстоит играть. Это Фоллаут Тактикс без Фоллаута и без Тактики. И напрасно вы будете искать то и другое. Тактика - это Jagged Alliance, фоллаут - это Fallout 1-2. Если ученым и удастся скрестить бульдога с носорогом, врядли эта зверушка станет вашим домашним любимцем...

Поэтому лучше сразу снесите это непотребство, смажьте дробовик, проверьте броню и выходите навстречу испепеляющему дыханию радиоактивной пустыни. Удачи тебе, Choosen One...


[Написать автору] [Вернуться на главную] [Обратно к обзорам]
Hosted by uCoz